Новости фонда

Состоялась лекция «Вдохновение мозгом», организованная Фондом в рамках просветительского проекта «Лекторий ПСТГУ». Гостем встречи стал Михаил Бурцев, кандидат физико-математических наук, зав. лаб. «Нейронных сетей и глубокого обучения» МФТИ, директор по науке DeepHackLab. Что представляет собой искусственный интеллект? Какие существуют подходы к его созданию? Как продвигается его эволюция, и какие проблемы сегодня стоят перед учеными, пытающимися построить «умные» машины? Об этом и многом другом в рамках лектория ПСТГУ рассказал Михаил Бурцев, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории нейроинтеллекта и нейроморфных систем НИЦ "Курчатовский Институт». Искусственный интеллект - это интеллектуальные машины и область наук, которая занимается созданием этих машин. Как отдельное направление исследований искусственный интеллект возник в середине XX века, когда кибернетика, объединив в себе нейрофизиологию и математику, пыталась объяснить процесс организации работы мозга математическими методами. В основу была положена гипотеза о том, что разум человека может быть настолько точно описан, что может воспроизводиться машиной.Современная деятельность искусственного интеллекта тесно связана с нейросетевыми алгоритмами, основанными на принципах работы мозга, а также с методом обучения нейросетей под названием «глубокое обучение». В связи с этим в исследованиях искусственного интеллекта существует два альтернативных подхода к тому, как этот искусственный интеллект создавать. Первый подход исходит из психологии и нашего представления о том, как человек рассуждает и думает. Он основан на том, что высшим проявлением интеллекта человека является логическое суждение, которое учёные используют для построения компьютерных программ, воспроизводя те интеллектуальные способности человека, логику и алгоритмы, которые извлекаются из психологии. Второй подход, активно развивающийся в последнее время, связан с попыткой смоделировать мозг на нейронном уровне в целом. Так как наш интеллект основан на взаимодействии и совместной работе многих миллиардов и миллионов клеток в головном мозге, то можно попытаться смоделировать эти нервные клетки и построить из них искусственные нейронные сети, которые будут выполнять интеллектуальные задачи. С помощью такого глубокого обучения нейронных сетей можно получить не только высокую эффективность обработки и хранения данных, использовать прикладные технологии, которые встроены в современную жизнь, но и попытаться воспроизвести интеллект человека, понять природу мозга, заглянуть в его субъективный мир. В настоящее время искусственные модели нейронных сетей активно используют мировые компании для распознавания устной речи, перевода текста с одного языка на другой, анализа изображений, видео, обработки текстов, и даже предсказания поведения. Глубокие нейросети произвели революцию в области искусственного интеллекта, задачи, которые еще совсем недавно требовали усилий нескольких тысяч человек и миллионов долларов, сегодня могут быть решены при помощи нейросетей и глубокого обучения за несколько дней.

Конкурс направлен на развитие научно-исследовательской работы в научных подразделениях и на факультетах ПСТГУ, вовлечение студентов, аспирантов, молодых ученых и научных сотрудников ПСТГУ в исследовательский процесс. Участники конкурса – исследовательская группа (коллектив авторов), включающая студентов, слушателей, аспирантов, молодых преподавателей и/или научных сотрудников под руководством преподавателя и/или научного сотрудника ПСТГУ, имеющего степень кандидата или доктора наук. Научно-исследовательские проекты могут выполняться по следующим академическим направлениям:

Теология

Религиоведение

Философия

История

Филология

Лингвистика

Социология

Экономика

Педагогика

Искусствоведение

Музыкальное искусство

Культурология

Информатика

Математика

Правила конкурсного отбора и форма заявки для участия в конкурсе определены в Положении о конкурсе исследовательских проектов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Распределяемый в рамках конкурса объем финансирования составляет 1 500 000 рублей. Рекомендуемый запрашиваемый объем финансирования проекта составляет от 500 000 до 1 000 000 руб. Дата начала приема заявок на участие в конкурсе – 20 ноября 2015 г. Дата окончания приема заявок на участие в конкурсе – 10 декабря 2015 г. Заявка на участие в конкурсе представляется на бумажном носителе и в электронной форме непосредственно в Фонд развития ПСТГУ (Москва, ул. Бахрушина, д.2/5, стр.2, каб.303) с 11 часов 00 минут до 18 часов 00 минут с понедельника по пятницу. Заявки на участие в конкурсе, поступившие в Фонд развития ПСТГУ после 10 декабря 2015 г., до участия в конкурсе не допускаются. Результаты конкурсного отбора будут опубликованы не позднее 20 декабря 2015 г. на сайте ПСТГУ по адресу http://www.pstgu.ru Консультации по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе вы можете получить, направив свой вопрос на адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону (495)5369008.

В ЦВЗ «Манеж» в рамках выставки-форума «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к великой Победе» состоялось вручение X премии «Просвещение через книгу». Дипломом II степени в номинации «Лучшая историческая книга» награждена книга «Отец земли Русской. К 1000-летию блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира», изданная при поддержке Фонда и «Газпромбанка». Главный редактор и руководитель проекта – протоиерей Владимир Воробьёв, авторы – А. В. Назаренко, А. В. Лаушкин, Н. М. Абраменко, А. С. Преображенский. Церемонию награждения победителей возглавил глава Издательского совета Московского Патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент. В церемонии также приняли участие председатель Императорского Православного Палестинского общества С. В. Степашин. Конкурс «Просвещение через книгу» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Обложка книги
В компании РусГидро состоялась лекция "Неизбежность неконтролируемого стресса. Как с этим жить и работать?", организованная в рамках просветительского проекта Фонда «Лекторий ПСТГУ». Гостем встречи стал лауреат премии "Просветитель" - 2013 Дмитрий Жуков, старший научный сотрудник лаборатории сравнительной генетики поведения Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. Что представляет собой стресс? Как научиться управлять стрессовыми ситуациями, извлекая из них что-то полезное? Что нужно делать для быстрого восстановления после экстремальных ситуаций? Про стресс и его влияние на жизнь современного человека рассказал доктор биологических наук, доцент по специальности физиология Дмитрий Жуков. Представить современную жизнь без стрессовых ситуаций практически невозможно. Поэтому очень важно изучить саму природу стресса, чтобы в дальнейшем научиться его контролировать. Дмитрий Жуков считает, что стресс – это неспецифическая реакция на новизну, которая возникает, когда у человека нет готовой программы действия в непривычной ситуации. Стресс может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Очень часто мы сами ищем стресс, так как он сопровождается выбросом разных веществ, в частности гормонов, которые улучшают наше настроение. Однако неконтролируемый стресс, возникающий в ситуации, к которой невозможно приспособиться, избежать и, самое главное, предсказать, приводит к ухудшению здоровья и поведения, депрессии. Следует отметить, что неконтролируемый стресс в современном обществе используется и как инструмент управления человеком. В данном случае стресс создается искусственно, так как, подавив волю, мы получаем более управляемого человека. Например, учителя подавляют активность учеников, руководители компаний – активность сотрудников, зачастую неконтролируемое состояние вырабатывается государством или даже семьей. Как же научиться в современном обществе управлять стрессовыми ситуациями, не подвергая своё здоровье опасности? Одним из главных методов компенсации негативного воздействия неконтролируемого стресса на психику является смещенная активность: переносить стрессовые ситуации легче, если вы что-то делаете - сочиняете стихи или решаете задачи. Другим значимым методом является создание параллельных социальных структур, которые компенсируют социальные поражения востребованностью в каких-то других сообществах, будь то хобби, диета или компьютерные игры. Важными являются и физиологические методы компенсации: донорство, мышечная нагрузка, рискованное поведение, груминг, фототерапия и др. Более подробную информацию о данных средствах лектор представил в своих книгах «Стой, кто ведёт?», которые были подарены слушателям лекции. Конечно, к стрессу нельзя подготовиться в полной мере. Но одно стратегическое средство есть, и это образование. Чем больше человек накапливает опыт, тем легче он приспосабливается к изменениям. Чтобы улучшить свою сопротивляемость стрессорным ситуациям, необходимо накапливать жизненный и профессиональный опыт. Чем больше ситуаций будут для Вас не новыми, тем меньше вероятность, что Вы столкнетесь с чем-то таким, что вызовет у Вас сильный стресс.

Лихов переулок, д.6, стр. 1
Телефоны: +7(495) 114-50-64, +7(901) 519-24-38

© Фонд развития ПСТГУ 2013